Россия
В статье рассматривается структура эмоциональной отзывчивости в младшем школьном возрасте, ее роль в становлении социальных стратегий ребенка, таких как поиск социальной поддержки, переосмысление стимулов, вызывающих эмоциональные реакции и вербальное обозначение собственных эмоций в позитивной манере. Рассмотрено влияние эмоциональной отзывчивости на развитие различных аспектов коммуникации детей младшего школьного возраста, их аффективной эмпатии, благоприятных отношений между родителями и ребенком, в целом процессов социального обучения, а также формировании конструктивных просоциальных реакций, что приводит к эффективному снижению проявлений агрессии у детей. Проанализированы компоненты эмоциональной отзывчивости, включающие такие составляющие, как когнитивный, импрессивный и поведенческий компоненты. Представлены результаты эмпирического исследования с участием учеников вторых классов (девочек и мальчиков) в возрасте 8-9 лет. Использованы диагностические методики «Эмоциональные лица» М.Я. Семаго, «Сюжетные картинки» И.Б. Дермановой, модифицированный вариант методики «Помоги сверстнику» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.
эмоциональная отзывчивость, дети младшего школьного возраста
1. Northam J. C., Dar H., Hawes D. J. et al. More than a feeling? An expanded investigation of emotional responsiveness in young children with conduct problems and callous-unemotional traits // Development and Psychopathology. 2023. Vol. 35 (2). Pp. 494–508.
2. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь. Москва : Юрайт, 2023. 432 с.
3. Mauss I. B., Robinson M. D. Measures of emotion: A review // Cognition and Emotion. 2009. Vol. 23 (2). Pp. 209–237.
4. Курносова С. А. Эмоциональная отзывчивость личности: психолого-педагогический аспект // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 4. С. 47–51.



