Социально-психологические аспекты эмоциональной отзывчивости в детском возрасте
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается структура эмоциональной отзывчивости в младшем школьном возрасте, ее роль в становлении социальных стратегий ребенка, таких как поиск социальной поддержки, переосмысление стимулов, вызывающих эмоциональные реакции и вербальное обозначение собственных эмоций в позитивной манере. Рассмотрено влияние эмоциональной отзывчивости на развитие различных аспектов коммуникации детей младшего школьного возраста, их аффективной эмпатии, благоприятных отношений между родителями и ребенком, в целом процессов социального обучения, а также формировании конструктивных просоциальных реакций, что приводит к эффективному снижению проявлений агрессии у детей. Проанализированы компоненты эмоциональной отзывчивости, включающие такие составляющие, как когнитивный, импрессивный и поведенческий компоненты. Представлены результаты эмпирического исследования с участием учеников вторых классов (девочек и мальчиков) в возрасте 8-9 лет. Использованы диагностические методики «Эмоциональные лица» М.Я. Семаго, «Сюжетные картинки» И.Б. Дермановой, модифицированный вариант методики «Помоги сверстнику» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.

Ключевые слова:
эмоциональная отзывчивость, дети младшего школьного возраста
Список литературы

1. Northam J. C., Dar H., Hawes D. J. et al. More than a feeling? An expanded investigation of emotional responsiveness in young children with conduct problems and callous-unemotional traits // Development and Psychopathology. 2023. Vol. 35 (2). Pp. 494–508.

2. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь. Москва : Юрайт, 2023. 432 с.

3. Mauss I. B., Robinson M. D. Measures of emotion: A review // Cognition and Emotion. 2009. Vol. 23 (2). Pp. 209–237.

4. Курносова С. А. Эмоциональная отзывчивость личности: психолого-педагогический аспект // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 4. С. 47–51.

Войти или Создать
* Забыли пароль?