сотрудник с 01.01.2018 по настоящее время
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Доцент)
с 01.01.2024 по настоящее время
Россия
УДК 796.011 Философские и научно-теоретические основы физической культуры и спорта
ГРНТИ 77.01 Общие вопросы физической культуры и спорта
Цель исследования – оценить динамику эмоционального состояния детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры при переходе на дистанционный формат обучения. Методы и организация исследования. Исследование, проведённое в период с сентября 2024 по январь 2025 года, включало изучение эмоционального состояния обучающихся 5 и 7 классов общеобразовательной школы с использованием методики «Самочувствие−Активность−Настроение (САН)» (Московского медицинского института имени Сеченова) и метода стандартизированного наблюдения (адаптированная методика У. В. Ульенкова). В диагностике принял участие 41 ученик, всего проведено 156 измерений (79 на уроках в зале школы и 77 – на уроках физической культуры, реализуемых с применением дистанционных образовательных технологий). Результаты исследования и выводы. На основе полученных данных отмечена зависимость категории эмоционального состояния – «активность», наблюдается статистически значимое снижение показателя. Не выявлено значимых различий в оценке уровня «самочувствия» и «настроения». Отмечена рассогласованность между анализируемыми параметрами – самочувствием, активностью и настроением – на уроках с применением дистанционных образовательных технологий, что, по оценке авторов методики, является нежелательным фактором, свидетельствующим о разбалансированности эмоционального состояния испытуемых, усталости или напряжении.
дистанционные образовательные технологии, урок физической культуры, эмоции, дети среднего школьного возраста, эмоциональное состояние
1. Мерцалова Т. А., Сенина Н. А. Дистанционный режим как вызов для школьного образования: информационный бюллетень. Москва : Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2022. 44 с. DOIhttps://doi.org/10.17323/978-5-7598-2643-9. ISBN 978-5-7598-2643-9. EDN: https://elibrary.ru/XWKINR.
2. Инновационные веб-решения для индивидуализированной коррекции телосложения / Е. Ю. Федорова, Е. А. Лубышев, А. А. Красильников, С. П. Голубничий // Современное педагогическое образование. 2024. № 12. С. 212–216. EDN: https://elibrary.ru/NEHVBE.
3. Красильников А. А., Закиров Ф. Х. Подкастинг как инновационная методика обучения студентов на примере медицинского образования // Педагогический журнал. 2018. Т. 8, № 5A. С. 553–558. EDN: https://elibrary.ru/GQUCMI.
4. Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ : постановление правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 года № 1678. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310120031 (дата обращения: 24.01.2025).
5. Козина Ж. Г. Дистанционная физическая культура: миф или реальность // Калининградский вестник образования. 2020. № 2 (6). С. 28–34. EDN: https://elibrary.ru/CKRHMU.
6. Танцикужин Н. О., Найн А. А. Педагогическое сопровождение занятий по физической культуре младших школьников в режиме дистанционного обучения. DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p389-394 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 389–394. EDN: https://elibrary.ru/YGKPHS.
7. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва : Эксмо, 2007. 416 с.
8. Карелина И. О. Эмоциональная сфера детей: возрастные и индивидуальные особенности, диагностика, развитие в совместной образовательной деятельности с педагогом. Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2018. 195 с. ISBN 978-80-7526-262-2. EDN: https://elibrary.ru/YPRHTV.