г. Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
ГРНТИ 15.01 Общие вопросы психологии
Цель исследования – выявление особенностей саморегуляции и коммуникативных качеств личности курсантов с различным уровнем невротизации. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение результатов эмпирических исследований, психодиагностические методы, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. Установлены особенности саморегуляции курсантов при высоком уровне невротизации, статистически достоверно отличающиеся проявлениями напряженности, тревоги и конфликтности. При низком уровне невротизации отмечается наличие сложившихся навыков самоконтроля нежелательных импульсов, противостояния социальным и когнитивным проблемам. Различия в коммуникативных свойствах личности при высоком уровне невротизации проявляются в признаках фрустрированности, авторитарности и агрессивности, что препятствует развитию коммуникативных качеств и установлению стабильных социальных отношений. Выявлено, что успешность в общении статистически значимо увеличивается в зависимости от снижения уровня невротизации личности и психодинамических свойств возбудимости. Полученные данные исследования свидетельствуют о наличии обратно-пропорциональной зависимости между уровнем невротизации субъектов учебной деятельности и саморегуляции, отражающей недостаточность осознанности затруднений в коммуникациях.
саморегуляция, курсанты, невротичность, коммуникативные навыки, успешность в общении, психодинамические особенности
1. Конопкин О. А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22–34. EDN: https://elibrary.ru/MXFNCJ.
2. Моросанова В. И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 106–118. EDN: https://elibrary.ru/OHPNFE.
3. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5–12. EDN: https://elibrary.ru/PYZWZY.
4. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. Москва : Наука, 1998. 191 с.
5. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. Москва : Смысл, 2013. 380 с.
6. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Общая способность к саморегуляции: операционализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 109–123. EDN: https://elibrary.ru/UCAKEC.
7. Рассказова Е. И. Психологическая саморегуляция как фактор успешности управления поведением в различных сферах функционирования личности. DOIhttps://doi.org/10.17759/exppsy.2019120312 // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 3. С. 148–163. EDN: https://elibrary.ru/TXDYIJ.
8. Хусаинова С. В., Федоренко М. В., Шакирова Г. Ф. Исследование продуктивного поведения во взаимосвязи с личностными и регуляторными характеристиками студентов в учебном процессе. DOIhttps://doi.org/10.51379/kpj.2021.150.6.028 // Казанский пед. журнал. 2021. № 6 (149). С. 193–201. EDN: https://elibrary.ru/ANFWMW.
9. Шабанова Т. Л., Иванова И. А., Малянова К. В. Индивидуальные факторы саморегуляции соревновательного стресса у девушек-спортсменок командных видов спорта // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-3. С. 367–369. EDN: https://elibrary.ru/EQEUJQ.
10. Горохова М. Ю., Ахрямкина Т. А. Гендерные особенности невротизации в юношеском возрасте // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. № 1 (1). С. 63–70. EDN: https://elibrary.ru/NUMNSG.
11. Арзютова А. А. Проблема невротизации личности в аспекте её индивидуально-психологических особенностей // Вестник магистратуры. 2014. № 7-1 (34). С. 54–58. EDN: https://elibrary.ru/SHQFVH.
12. Львова С. В. Коммуникативные способности и типы темперамента подростков: социально-педагогическая основа воспитания. DOIhttps://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.25 // ЦИТИСЭ. 2019. № 4 (21). С. 255−261. EDN: https://elibrary.ru/SLVAEU.
13. Токарева Н. М. Психотизм и невротизм студентов-психологов второго курса // Ratio et Natura. 2021. № 1 (3). С. 1–2. EDN: https://elibrary.ru/PKKKLS.
14. Матвеев А. В. Социально-психологические особенности развития и профилактики невротических расстройств у студентов вузов в процессе учебной деятельности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2011. № 7. С. 57–63. EDN: https://elibrary.ru/OWSWNP.
15. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. 5-е изд. Москва : МЕДпресс-информ, 2005. 426 с. ISBN 5-98322-087-X. EDN: https://elibrary.ru/SZRIPB.