Психологические предпосылки формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – изучение психологических предпосылок коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Методы и организация исследования. Использованы методы психодиагностики: эмоциональные состояния «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс); социальные ситуации «Помощник» (М.В. Крепанова); диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М. Щетинина); карта проявлений активности (А.М. Щетинина); характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей (А.М. Щетинина), методы математической статистики. В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет МБДОУ ДС КВ п. Афипского. Результаты исследования и выводы. Выявлен недостаточный уровень сформированности коммуникативных навыков. Все показатели сформированы на среднем уровне и ниже среднего. Дети дошкольного возраста испытывали трудности в эмоциональной сфере (распознавание и правильная демонстрация эмоций, эмоциональных состояний), в социальной сфере, а также им сложно было проявить активность в общении со сверстниками и взрослыми. Это может отрицательно сказаться на адаптации детей к новым условиям, выстраивании новых коммуникативных контактов. Представленные результаты экспериментального исследования показывают особенности сформированности социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста и пути решения этой проблемы.

Ключевые слова:
коммуникативные навыки, дошкольный возраст, эмоциональные состояния, социальный интеллект, самостоятельность, саморегуляция
Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/a72db92c851c9f9c33d52d482420b477/ (дата обращения: 26.12.2024).

2. Дробышева К. А., Кузнецова В. В. Особенности сформированности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста разного пола // Актуальные вопросы дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта : материалы всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2023. С. 436–438.

3. Черний Е. В., Носенко Н. П. Проектная деятельность как средство формирования социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста // Молодежь. Наука. Современность. IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Ижевск, 2017. С. 189–191. EDN: https://elibrary.ru/YQYMFY.

4. Мультипликационные фильмы как способ развития нравственности у детей старшего дошкольного возраста / Пархоменко Е. А., Дубовова А. А., Совмиз З. Р., Карибова Т. Н., Матвеева И. С. DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p283-288 // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 12 (202). С. 283–287. EDN: https://elibrary.ru/GTPTKS.

5. Безрукова О. А. Коммуникативная компетентность как основа социокультурной адаптации детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2013. № 3. С. 26–36. EDN: https://elibrary.ru/QAJMDJ.

6. Волосовец Т. В., Зыкова О. А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии. Москва : Русское слово, 2015. 216 с.

7. Гилдаш М. В., Амбарцумян Н. А., Толстых О. С. Образовательная деятельность по формированию грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста // Психология личностного взаимодействия в современном обществе. Чебоксары, 2022. С. 31–35. EDN: https://elibrary.ru/BQEUTX.

8. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Санкт-Петербург : Питер, 2017. 464 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?