Центры раннего физического развития детей в практике вовлечения детей дошкольного возраста в систематические занятия физической культурой и спортом в субъектах Российской Федерации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – изучение проблем и перспектив создания центров раннего физического развития детей (ЦРФРД) в субъектах РФ, опираясь на опыт субъектов РФ, реализовывавших деятельность по вовлечению детей дошкольного возраста в систематические занятия физической культурой и спортом. Методы исследования: изучение научной и научно-методической литературы, анализ и обобщение опыта субъектов РФ, реализовывавших деятельность по вовлечению детей дошкольного возраста в систематические занятия физической культурой и спортом, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. Выявлено наличие локального регионального опыта создания ЦРФРД в субъектах Российской Федерации. Рассмотрение современного положения ЦРФРД в решении проблемы вовлечения детей дошкольного возраста в систематические занятия физической культурой и спортом выявило внимание правительства РФ к обсуждаемой проблеме, развитие законодательной базы, наличие пилотного ЦРФРД в Краснодаре, разработанных методических материалов и курсов повышения квалификации для сотрудников ЦРФРД, создание и развитие ЦРФРД в 19 регионах РФ и центров тестирования в 56 субъектах России. Анализ современного положения проблемы вовлечения дошкольников в систематические занятия физической культурой и спортом путем создания ЦРФРД продемонстрировал стремительную интенсификацию процесса решения поставленной задачи, а также выявил необходимость формирования на базе региональных спортивных вузов платформ для аккумуляции полученных баз тестирований дошкольников.

Ключевые слова:
центры раннего физического развития детей, дошкольники, занятия физической культурой и спортом, детские дошкольные образовательные организации, оценка предрасположенности к видам спорта, базы данных тестирований
Список литературы

1. Глотова Л. С. На пути к созданию центров раннего физического развития детей (государственная политика России) // Научный вестник МГУСиТ: спорт, туризм, гостеприимство. 2024. № 1 (79). С. 60–73. EDN: https://elibrary.ru/FMLWPT.

2. Овчинников Ю. Д., Тон Я. В., Захарова А. В. Пилотный проект по созданию центров раннего физического развития детей «Стань чемпионом»/ DOIhttps://doi.org/10.34286/1995-4638-2024-100-7-108-114 // Международный научный журнал. 2024. № 7 (100). С. 108–114. EDN: https://elibrary.ru/KAMDGH.

3. Хвацкая Е. Е. Психологический компонент в структуре первичного спортивного отбора детей (федеральный экспериментальный (инновационный) проект "Стань чемпионом") // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 12 (178). С. 436–441. EDN: https://elibrary.ru/YGQBEB.

4. Горбунова С. А., Сорокина Е. В., Горлова Ю. И. Функциональные исследования, применяемые в комплексе «Стань чемпионом», как способ выявления спортивной ориентации юных спортсменов // Наука–2020. 2022. № 6 (60). С. 57–62. EDN: https://elibrary.ru/CKOUYZ.

5. Масягина Н. В., Соловьева А. В., Глотова Л. А. Опыт подготовки тренеров-преподавателей к работе в центрах раннего развития // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-3. С. 276–279. EDN: https://elibrary.ru/KSLLKR.

6. Методические рекомендации по сопровождению деятельности образовательных организаций в рамках создания центров раннего физического развития детей «Стань чемпионом» : сборник статей из опыта работы дошкольных образовательных организаций Краснодарского края / под ред. Е. А. Кузнецовой, Г. А. Святоха. Краснодар : ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2023. 147 с.

7. Взаимосвязь педагогических и генетических прогнозных показателей спортивной одаренности, включенных в модель первичного отбора детей / О. А. Двейрина, В. С. Терехин, В. В. Данилов, А. В. Назаров // Теория и практика физической культуры. 2022. № 3. С. 9–10. EDN: https://elibrary.ru/PHELCE.

8. Бекаури И. И. Анализ современных педагогических технологий в области физического воспитания дошкольников // Дайджест социальных исследований. 2024. № 3 (15). С. 30–37. EDN: https://elibrary.ru/CKKTJI.

9. McGowan A. L., Chandler M. C., Gerde H. K. Infusing physical activity into early childhood classrooms: guidance for best practices. DOIhttps://doi.org/10.1007/s10643-023-01532-5 // Early Childhood Education Journal. 2023. Vol. 52. P. 2021–2038. EDN: https://elibrary.ru/BEOZTM.

10. Telford R. M., Telford R. D., Olive L. S. A peer coach intervention in childcare centres enhances early childhood physical activity: The Active Early Learning (AEL) cluster randomised controlled trial. DOIhttps://doi.org/10.1186/s12966-021-01101-2 // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2021. Vol. 18 (37). Р. 2–11. EDN: https://elibrary.ru/SRETDB.

11. Barbosa H. C., Oliveira A. R. D. Physical Activity of Preschool Children: A Review. DOIhttps://doi.org/10.4172/2573-0312.1000111 // Journal of Physiotherapy & Physical Rehabilitation. 2016. Vol. 1, Iss. 2. P. 111–116.

12. Allambergenova R. D. Physical education in children of preschool age // Eurasian journal of social sciences, philosophy and culture. 2024. Vol. 4, Iss. 6. P. 7–10.

13. Экспериментальная площадка «Маугли» (Московская область) // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Лучшие модели организации массовой физкультурно-спортивной работы среди целевых возрастных и социальных групп населения». Москва, 2020. C. 9–26.

14. Экспериментальная площадка «Детский сад и спорт» (Хабаровский край) // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Лучшие модели организации массовой физкультурно-спортивной работы среди целевых возрастных и социальных групп населения». Москва, 2020. С. 107–111.

15. Министерство спорта России. Модельные площадки по обобщению и распространению опыта по вовлечению различных категорий населения («фокус – групп»). Детский сад и спорт. URL: https://www.minsport.g/ov.ru/activity/mass-sport/modelnye-ploshhadki-po-obobshheniyu-i-rasprostraneniyu-opyta-po-vovlecheniyu-razlichnyh-kategorij-naseleniya-fokus-grupp/detskij-sad-i-sport/ (дата обращения: 06.03.2025).

Войти или Создать
* Забыли пароль?