Особенности детско-родительских отношений у подростков с разными профессиональными предпочтениями
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – выявить характерные стили семейного воспитания для подростков с разными профессиональными предпочтениями. Методы и организация исследования. Применяли теоретический анализ научной литературы, опрос (анкетирование), методики Дифференциально-диагностический опросник (Е.Л. Климов) и тест «Подростки о родителях» ADOR (автор Е. Шафер, модификация З. Матейчика и П. Ржичана), а также t-критерий Стьюдента для проверки статистической значимости различий. В ходе исследования были опрошены 129 школьников подросткового возраста в возрасте от 15 до 17 лет. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования установлено, что в семьях подростков, интересующихся живыми организмами, существует недопонимание с родителями, вызванное недостатком внимания и поддержки. Подростки, увлеченные техникой и абстрактными областями, ощущают слишком высокий уровень контроля со стороны родителей, что ограничивает их индивидуальность. У подростков, стремящихся к профессиям с активным взаимодействием с людьми, преобладает враждебное и автономное отношение, что указывает на открытые конфликты с родителями. В то же время подростки, выбирающие творческие профессии, отмечают позитивный интерес родителей, что способствует взаимопониманию и формирует положительный образ «Я».

Ключевые слова:
педагогическая психология, подростки, самоопределение, профессиональные предпочтения, детско-родительские отношения
Список литературы

1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург : Питер, 2019. 607 с.

2. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности. Москва : Просвещение, 2023. 339 с.

3. Гуслякова Н. И., Ордина И. П., Рокицкая Ю. А. Психологический аспект проблемы адаптации студентов // Практическая психология в педагогических вузах : материалы всерос. науч.-практ. конф., Москва, 27-28 мая 2004 г. Москва : МПГУ, 2004. С. 52–54. EDN: https://elibrary.ru/UQEOHX.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Москва : Издат. Центр «Академия», 2004. 304 с. EDN: https://elibrary.ru/QXIENF.

5. Зайкова С. А., Скорикова Н. И. Актуальные проблемы профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 29. С. 55–61. EDN: https://elibrary.ru/RNFJEL.

Войти или Создать
* Забыли пароль?