Представление педагогов о травле и работе с ней в образовательных организациях
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – получение эмпирических данных относительно представлений педагогов о феномене школьной травли и методах работы с ней. Методы исследования: анкетирование педагогов образовательных организаций, контент-анализ и вариационная статистика. Результаты исследования и выводы. Представления педагогов о феномене школьной травли характеризуются значительной аморфностью, проявляющейся в большом разбросе характеристик и низкой частотой их выбора в общей выборке. Педагоги оценивают вероятность появления травли в ученической среде «выше средней» среди всех ступеней общего образования. Оценки специалистами компетентности большинства педагогов в сфере работы с травлей являются довольно низкими. Педагоги испытывают высокую потребность в уточнении целого ряда вопросов, связанных с оценкой травли и способов ее профилактики и устранения.

Ключевые слова:
педагогическая психология, травля, образовательные организации, обучающиеся, педагоги
Список литературы

1. Письмо Минпросвещения России от 01.07.2024 N ДГ-1105/07 «О направлении Концепции и плана (вместе с Концепцией N СК-13/07вн развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года» : утв. Минпросвещением России 18.06.2024, Планом мероприятий N СК-13/07вн на 2024-2030 годы по реализации Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Минпросвещением России 18.06.2024). URL: https://sudact.ru/law/kontseptsiia-razvitiia-sistemy-psikhologo-pedagogicheskoi-pomoshchi-v-sfere/ (дата обращения: 01.09.2025).

2. Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 1. С. 103–116. EDN: https://elibrary.ru/TLJWKX.

3. Кривцова С., Шапкина А., Белевич А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия // Образовательная политика. 2016. № 3. С. 97–119. EDN: https://elibrary.ru/LYGICN.

4. Новикова М. А., Реан А. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования. DOIhttps://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-78-97 // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 78–95. EDN: https://elibrary.ru/ICBEUY.

5. Петросянц В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде и их жизнестойкость : автореф. дис. … канд. наук. Санкт-Петербург, 2011. 29 с. EDN: https://elibrary.ru/QHJMZP.

6. Реан А. А., Новикова М. А. Буллинг в среде старшеклассников: распространенность и влияние социо-экономических факторов // Мир психологии. 2019. № 1. С. 165–177. EDN: https://elibrary.ru/JSIWCL.

7. Реан А. А., Кошелева Е. С. Агрессия и асоциальное поведение подростков в сознании педагогов. DOIhttps://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-4-305-312 // Вестник Московского университета МВД России. 2021. 4. С. 305–312. EDN: https://elibrary.ru/COEFQD.

8. Розет М. В., Черняева С. А. Исследование внутришкольного насилия // Служба практической психологии в системе образования: достижения и устремления : сборник материалов XXIV международной научно-практической конференции / под общ. ред. С. М. Шингаева. Санкт-Петербург : СПб АППО, 2020. С. 148–153.

9. Фурманов И. А. Социальная психология агрессии и насилия. Минск : Бел. гос. ун-т, 2016. 392 с. EDN: https://elibrary.ru/MNGMOK.

10. Шабышева Ю. Е., Антипьева М. В., Шилова И. М. Гендерные особенности буллинга у старшеклассников. DOIhttps://doi.org/10.34670/AR.2021.77.21.012 // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 6-1. С. 110–118. EDN: https://elibrary.ru/PEQJTG.

11. Янова Н. Г. Психолого-педагогические риски буллинга в образовательной среде // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). С. 189–197. EDN: https://elibrary.ru/CXETSS.

12. Indicators of School Crime and Safety: 2017 / Musu-Gillette L., Zhang A., Wang K., Zhang J., Kemp J., Diliberti M., Oudekerk B.A. Washington, DC : National Center for Education Statistics, 2018. URL: https://nces.ed.gov/pubs2018/2018036.pdf (accessed: 26.04.2021).

13. Olweus D. Bullying at School: What We Know and What We Can Do. N. Y.: Wiley-Blackwell, 1993. 152 p.

14. The Ecology of Teachers’ Experiences with Violence and Lack of Administrative Support / McMahon S. D., Reaves S., McConnell E.A. [et al.] // American Journal of Community Psychology. 2017. Vol. 60, no. 3-4. P. 502–515.

15. Yoon J., Sulkowski, M. L., & Bauman, S. A. (2016). Teachers' responses to bullying incidents: Effects of teacher characteristics and contexts. DOIhttps://doi.org/10.1080/15388220.2014.963592 // Journal of school violence. 2016. V. 15 (1). P. 91–113.

16. Солдатова Г. В., Шингаев С. М. Профилактика насилия в образовательной среде. Санкт-Петербург : СПб АППО, 2024. 166 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?