Диагностика функционального здоровья студентов технического вуза по показателям кардиоритма
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Адаптация студентов к новым условиям, с которым они сталкиваются в высшем учебном заведении, сопровождается большим напряжением компенсаторных и приспособительных систем. Зачастую это влечет за собой ухудшение состояния их здоровья. В статье представлено исследование по изучению особенностей функциональной подготовленности студентов технических вузов 1-3 курсов на основе показателей сердечного ритма. Выявлены все четыре типа регуляции функционального состояния здоровья. У студентов всех трех курсов отмечено выраженное преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы. Преобладание центрального контура регуляции сердечного ритма над автономным обусловлено нарушением работы синусового узла, что влечет за собой ухудшение состояния здоровья студентов. У студентов третьего курса выявлен четвертый тип регуляции, характеризующий срыв адаптации организма, что, в первую очередь, связано с психосоматическими перегрузками. Перевод части практических занятий на третьем курсе в форму самостоятельной работы не способствует улучшению их функционального здоровья.

Ключевые слова:
функциональное состояние студентов, сердечный ритм, здоровье
Список литературы

1. Жигало В. Я., Исаченко Ю. С. Роль средств и форм физической культуры в преодолении последствий экологического кризиса : монография. Брянск : Брянский гос. инженерно-технологический ун-т, 2009. 172 с.

2. Лопатин Л. А., Васенков Н. В., Миннибаев Э. Ш., Набиуллин Р. Р. Состояние физического здоровья современных студентов // Вестник ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности». 2019. № 2 (40). С. 93–98.

3. Шастун С. А., Благонравов М. Л., Рейнбах О. А. [и др.]. Сезонные ритмы и качество жизни студентов из различных климатогеографических регионов // Вестник РУДН. Серия «Медицина». 2012. № 7. С. 228–230.

4. Абдуллина Л. Б. Формирование здорового образа жизни студентов в условиях современного вуза: практико-ориентированный аспект // Здоровьесберегающее образование. 2014. № 2. С. 78–82.

5. Яцун С. М., Князева Н. А., Соколова И. А., Лунева Н. В. Анализ динамики заболеваемости и состояния здоровья студентов Курского государственного университета // Научный результат. Медицина и фармация. 2017. Т. 3, № 3. С. 57– 64.

6. Смирнова А. В., Корягина О. А. Стресс и физиологический ответ организма. Экзаменационный стресс у студентов // Международный студенческий научный вестник. 2019. № 2. С. 17.

7. Шлык Н. И., Зуфарова Э. И. Нормативы показателей вариабельности сердечного ритма у исследуемых 16–21 года с разными преобладающими типами вегетативной регуляции // Вестник Удмуртского университета. 2013. № 4. С. 97–105.

8. Сандалов И. Ю., Бурт А. А. Особенности вегетативной регуляции сердечно-сосудистой деятельности у студентов с ограниченными физическими возможностями // Человек. Спорт. Медицина. 2022. Т. 22, № 2. С. 172–179.

9. Жигало В. Я., Литвин Ф. Б., Каленикова Н. Г., Бойко Г. М. Влияние противоковидных ограничений на регуляцию сердечного ритма студентов разных этнических групп // Современные вопросы биомедицины. 2022. Том 6, № 3. С. 64–72.

10. Шлык Н. И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов : монография. Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. 259 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?