Россия
Одним из основных условий повышения эффективности образовательного процесса в рамках современной концепции образования было признано изменение позиций преподавателя и обучающихся. Смена образовательной парадигмы характеризуется переходом от педагогики воздействия к педагогике взаимодействия. В статье обоснована необходимость конкретизации условий повышения эффективности образовательного процесса по физическому воспитанию в вузах. Выбор модели образования определяется личностно-профессиональной позицией педагога, а результаты обучения зависят, в первую очередь, от личностных качеств преподавателя и уже во вторую от используемых методов. Результаты пилотажного исследования, проведенного на базах университетов путей сообщения РФ, показали, что обучение в рамках традиционной системы осуществляют преподаватели с более низкой квалификацией. Выявлено, что переход к развивающей системе образования не всегда приводит к формированию «субъект-субъектной» позиции в отношениях «преподаватель – студент». Большинство студентов, обучающихся в рамках традиционной системы, воспринимают преподавателя как официальное лицо, которое выстраивает свою деятельность в жестких дисциплинарных рамках. В условиях развивающего обучения студенты характеризуют преподавателя как инициативного человека, с пониманием относящегося к ошибкам, недостаткам, задающего высокий эмоциональных ритм занятий, который способствует развитию творческого начала обучающихся.
позиция преподавателя и обучающихся, субъект-объектные и субъект-субъектные отношения, традиционная и развивающая системы обучения
1. Барак О. Л. Становление позиций личности учителя и ученика в ситуации совместной продуктивной деятельности // Материалы I научно-практического семинара психологов и ОШО «Инновационное обучение и практика». Москва : Изд-во МГУ, 1994. С. 129–140.
2. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2. С. 8–12.
3. Руднева Т. И. Педагогика профессионализма. Самара : СГУ, 2002. 220 с.
4. Васельцова И. А., Белов Д. О., Черепанова М. А. Анализ подходов к реализации личностно-ориентированного образования // Наука и образование транспорту. 2019. № 2. С. 233–235.
5. Сластенин В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы, проблемы. Москва : Агентство «Издательский сервис», 2004. С. 155–162.



