Актуальные проблемы изучения интеллекта и интеллектуальных способностей личности младшего школьника
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность темы обусловлена изменением менталитета современного общества, которое ставит перед образованием ряд острейших проблем и требует развития интеллектуальных способностей обучающихся общеобразовательных учреждений. Цель исследования – проанализировать и обосновать формирование интеллектуальных качеств, изучить зависимость развития интеллектуальных способностей младших школьников от совокупности психолого-педагогических факторов, создающих благоприятную среду для интенсивного роста когнитивных функций. Методы и организация исследования. Использованы методы теоретического анализа научной литературы, обобщения и систематизации теоретических аспектов развития интеллектуальных способностей младшего школьника. Новизна исследования заключается в том, что в ходе теоретического изучения проблемы решался вопрос аккумуляции научных подходов в единую систему проблемы интеллекта и интеллектуальных способностей младшего школьника, обосновано значение «культурных инструментов» этнопедагогики и этнопсихологии в развитии интеллектуальной сферы ребенка, охарактеризованы критерии трех уровней интеллекта. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования был изучен интеллект и интеллектуальные способности личности младшего школьника. Выявлены психолого-педагогические условия развития интеллектуальной сферы ребенка: формирование интеллектуальных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, сериация), формирование важных интеллектуальных качеств (критическое мышление, умение анализировать информацию, умение творчески подходить к решению задач), создание психологически комфортной и стимулирующей образовательной среды, передача и сохранение национальных культурно-исторических «инструментов».

Ключевые слова:
способности, интеллект, интеллектуальные способности, мышление, память, речь, восприятие, младший школьный возраст
Список литературы

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Москва : АСТ, 2019. 960 с. ISBN 978-5-17-114740-2.

2. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека : монография. Москва : Логос, 2002. 160 с. : ил. ISBN 5-940101-32-1.

3. Тарадайко Л. Г., Бостанова С. Н. Анализ экспериментально-теоретического периода исследования одаренности // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2020. № 18. С. 87–93. EDN PJRYOQ.

4. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. Москва : Знание, 1984. 79 с. (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология. 4).

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. Москва : Перспектива, 2020. 125 с. ISBN 978-5-6043828-4-4.

6. Культура тюркских народов на уроках русского языка / М. А. Барантаева, А. В. Семенкина, А. С. Махмутова [и др.]. Санкт-Петербург : Просвещение, 2008. 163 с. ISBN 978-5-09-019967-4. EDN PUQOHQ.

7. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 192 с.

8. Коджаспирова Г.., Коджаспиров А.. Педагогический словарь. Москва : Издательский центр «Академия», 2003. 176 с. ISBN 5-7695-0445-5.

9. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования . 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2024. 334 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-07365-2.

10. Богатырева А. С., Бостанова С. Н. Психологические особенности межличностного взаимодействия детей младшего школьного возраста (на примере школьников 1 и 3 классов). DOIhttps://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p493-497 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 5 (219). С. 493–496. EDN QTQGAX.

11. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Москва : Прогресс, 1965. С. 433–456.

12. Айзенк Г. Ю., Кэмин Л. Природа интеллекта. Битва за разум! : Как формируются умств. способности [микроформа]. Москва : РГБ, 2006.

Войти или Создать
* Забыли пароль?