сотрудник
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
Цель исследования – выявление особенностей психолого-педагогической компетентности выпускников лечебного факультета медицинского вуза, а именно коммуникативных навыков, мотивационного потенциала, личностных характеристик в сопоставлении с успешностью освоения практико-ориентированных учебных заданий. Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты 4 и 6 курсов лечебного факультета в возрасте от 20 до 25 лет. Обследование проводили в очном формате в период проведения дисциплины «Частные вопросы медицинской реабилитации». Для реализации целей и задач исследования использовали: опросник Г. Шмишека, тест коммуникативные и организаторские склонности В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), тест Элерса, средний балл студентов по решению ситуативных задач в процессе учебного цикла (100 балльная шкала оценки по бально-рейтинговой системе (БРС)). Результаты исследования показали, что личностные особенности студентов лечебного факультета характеризуются доминированием гипертимических черт, выраженной эмоциональной лабильностью, сниженным уровнем тревожности, высокой степенью уверенности в себе, низким уровнем коммуникативных способностей. При этом выявлен высокий уровень мотивации к избеганию неудач с установкой на защитное поведение, страхом совершить ошибку, большим желанием избегать рискованных ситуаций. В ходе анализа взаимосвязей между успешностью решения практикоориентированных задач и психологическими особенностями студентов выявлено, что личности с эмотивными чертами лучше оценивают анамнестические данные задачи, правильно выбирают вариант лечебного взаимодействия.
медицинское образование, психолого-педагогическая компетентность, коммуникативные навыки, мотивационный потенциал, практико-ориентированные учебные задания
1. Цветкова Л. А. Социальная психология общения. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2002.
2. Кабанов М. М. Медицинская психология // Тенденция психологической науки. Москва : Наука, 1989. С. 221–230.
3. Вассерман Л. И., Абабков В. А., Трифонова Е. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. Санкт-Петербург : Речь, 2010. 192 с.
4. Урванцев Л. П., Васильева Л. Н. Психологический анализ коммуникативной компетентности будущего врача // Ярославский психологический вестник. 2002. Выпуск 9. С. 99–105.
5. Кипиани А. И. Развитие коммуникативной компетентности врача-стоматолога как условие профессиональной успешности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2006. 23 c. EDN: https://elibrary.ru/NNTCUR.
6. Доника А. Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. Москва : Академия Естествознания, 2009. 300 c. ISBN 978-5-91327-065-8. EDN: https://elibrary.ru/QLULXX.
7. Решетников A. B. Медико-социологический мониторинг. Москва : Гэтар-Медиа, 2013. 800 с. ISBN 978-5-9704-2527-5.
8. Оценка комплаенса пациентов поликлиники и стационара по данным анкетирования / Галикеева А. Ш., Шарафутдинова Н. Х., Идрисова Г. Б., Антропова В. А., Шаталин С. А., Валиев А. Ш. DOIhttps://doi.org/10.21045/2071-5021-2023-69-5-9 // Социальные аспекты здоровья населения. 2023. Т. 69, № 5. EDN: https://elibrary.ru/HKXHKN.