Самара, Самарская область, Россия
Самара, Самарская область, Россия
Самара, Самарская область, Россия
Волгоград, Россия
ГРНТИ 77.01 Общие вопросы физической культуры и спорта
Сегодня в подготовке студенческих команд по игровым видам спорта важную роль играют социально-психологические аспекты, от которых во многом зависят результаты, как отдельных спортсменов, так и команды в целом. Оценка общения, групповой сплоченности и приемлемости позволяет количественно измерить межличностные отношения в группе, статус её отдельных членов и выявить взаимоотношения в коллективе. Однако молодые тренеры не уделяют этим аспектам должного внимания. Цель исследования – изучить социально-психологические аспекты в студенческих спортивных коллективах, влияющие на игровую деятельность. Методы и организация исследования. В ходе научного исследования использовали такие методы, как анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, наблюдение, обобщение, беседы, а также педагогический эксперимент и методы математической статистики. Для вычисления индекса или коэффициента сплоченности группы (коллектива) применялась шкала приемлемости Н.Б. Бахаревой. В исследовании приняли участие 135 студентов-спортсменов из четырех вузов Поволжского региона. Результаты исследования и выводы. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что оценка игроков волейбольных сборных команд по данным аспектам показала увеличение коэффициента сплоченности и внутригрупповой приемлемости, несмотря на приток новых членов в командах. Это свидетельствует о хороших взаимодействиях в коллективе, что положительно сказывается на результативности команд. Оценено развитие оперативного мышления у игроков путем обсуждения и озвучивания ими своих действий в различных игровых ситуациях на протяжении всего эксперимента. Это позволило спортсменам анализировать игровые ситуации и оценивать эффективность различных тактических решений, что способствовало повышению их профессионального мастерства. Авторы пришли к выводу, что коммуникативное взаимодействие между игроками имеет ключевое значение для успеха в командных видах студенческого спорта.
студенческий спорт, спортивная команда, общение, внутригрупповая сплоченность, оперативное мышление
1. Васюра С. А., Иоголевич Н. И. Стилевые характеристики активности в общении спортсменов командных и индивидуальных видов спорта. DOI:https://doi.org/10.14529/hsm180107. DOIhttps://doi.org/10.14529/hsm180107 // Человек. Спорт. Медицина. 2018. Т. 18, № 1. С. 82–94. EDN: https://elibrary.ru/YTOONI.
2. Фадина А. Г., Зайкина Е. Ю. Развитие самомотивации как ресурса для профилактики эмоционального выгорания средствами визуализации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Том 6, № 2А. С. 108–111. EDN: https://elibrary.ru/ZBIMSZ.
3. Михеева А. Г. Формирование системы межличностных отношений студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 67. С. 404–409. EDN: https://elibrary.ru/LINQPV.
4. Донцов Д. А. Сплочённость группы и её социально-психологическая диагностика в сфере спорта. DOIhttps://doi.org/10.25629/HC.2020.10.17 // Человеческий капитал. 2020. № 10 (142). С. 203–213. EDN: https://elibrary.ru/AJTJTU.
5. Макаров Ю. В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга // Психология. 2010. № 1 (156). С. 72–83. EDN: https://elibrary.ru/MQPWKJ.
6. Бахарева Н. В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотношений // Человек и общество. Вып. 7. Ленинград : ЛГУ, 1970. С. 98–103.
7. Makarov Yu. V. (2010), “Formation of group cohesion by means of socio-psychological training“, Psycholog, No 1 (156), pp. 72–83.